Открытое занятие "Русская матрешка"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Русская матрешка"

 

Возраст детей: старший, подгоьовительны

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Тип: интегрированное

Форма непосредственно образовательной деятельности: совместная игровая деятельность

Форма организации: подгруппа

Цель: формирование у детей представлений о русской народной игрушке-матрешке.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей создания русской матрешки.
  • Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Загорской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
  • Активизировать словарь детей по данной теме (Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская, Матрена).
  • Развивать умение читать и находить геометрические фигуры с помощью знаков, использовать знаки отрицания. (Блоки Дьенеша)
  • Развивать умение составлять геометрические узоры, используя кубики Никитина. Развивать логическое мышление, внимание, пространственное воображение.
  • Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны. Воспитывать умение работать в паре, активно взаимодействовать со сверстниками. Воспитывать любовь к народному искусству.

 Оборудование: деревянные матрешки, цветные иллюстрации с изображением матрешек, блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные карандаши или цветные мелки, заготовки для раскрашивания – нарисованный контур матрешки на листе А-4 с разметкой одежды в крупную клетку, игрушка – баба яга, подарки сувениры – матрешка волчок, матрешка – свистулька.

 Ход НОД:

Организационный момент «Приветствие»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: – Доброе утро!

– Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Крепко за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся.

В наших руках тепло и доброта. И это тепло и доброту мы передали друг другу.

А сейчас свои улыбки и добро мы подарим нашим гостям и скажем: «Здравствуйте»

  – Ребята, у вас есть любимые игрушки. Расскажите, с какой игрушкой вы любите играть?

– У меня тоже есть любимая игрушка. А знаете, какая?

Отгадайте загадку:

– Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна.
Разбираю, собираю…
То их восемь, то одна.
Вся она как маков цвет-
Сарафан на ней надет,
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню.
Больше всех её люблю.
Маленькую крошку-
Красную… матрёшку.

– Правильно, ребята, это матрёшка.

Вот она! (Открываю шкатулку.) Ой! Ребята, а шкатулка-то пустая!

(Появляется Баба-Яга.)

Баба-Яга: ха-ха-ха! Поиграть они захотели! Все сами да сами, а меня хоть бы раз позвали.

- Ребята, поздоровайтесь с нашей гостьей. (Дети здороваются.)

Б-Я: Здрасьте, здрасьте. Не позвали меня, так я сама пришла и попрятала ваших матрешек по разным местам. Без меня вам ни за что не справиться. А хотите найти, выполняйте мои задания.

- Ну, что, ребята, согласны на условия Бабы-Яги? (Дети отвечают, что согласны.)

Баба-Яга: Я подскажу вам, где самая маленькая матрешка, если вы правильно запомните, что внутри у каждой матрешки. (Баба-Яга кладет в каждую матрешку разные мелкие предметы, проговаривая: В эту матрешку я спрячу ключик. Дети смотрят и запоминают.)

Дидактическая игра «Что внутри?»

(Называя и доставая предметы из матрешки, дети складывают их на стол. В результате там оказываются: ключик, колечко, конфета, кубик, кнопка, косточка.)

Баба-Яга: А что общего у этих предметов? (Дети отвечают, что слова, которые называют эти предметы, начинаются со звука к).

-За правильно выполненное задание мне придется вам дать подсказки. А задания и подсказки будут в конверте.

Первая подсказка «Маленькая матрешка находится у вас на столах, но с ней случилась беда, она не может найти выход из лабиринта». Весь лабиринт замкнут на 5 замочках. На каждом замочке задание, если все замочки открыть, а сделать это можно, только если мы найдем ключик для каждого замка. Ключи непростые, закодированные, лежат в коробке и конечно все перепутались.

- Каждый из вас должен взять один замочек и разгадать код своего замка и найти нужный ключ.

Дети выполняют задание, по коду на замке находят ключ.

Игра «Лабиринт» (кубики Дьенеша)

Молодцы! Задание выполнили. Матрешка благодарит вас за то, вы ей помогли. Поставьте матрешку в хоровод.

Беседа «История возникновения матрешек»

Я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли традиционную деревянную куклу. Это был узкоглазый деревянный лысоватый старичок Фукурума. Фукурума раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья... (Показ иллюстрации). Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. Так у нас появилась девочка в сарафане и платке, круглолицая и румяная.

Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад С.А. Малютин, а выточил токарь Василий Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

А вы хотите узнать, почему эту игрушку назвали МАТРЕШКА?

Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали “матрешкой”?
Матрешка игрушка очень старинная. А в те далекие времена было любимо людям одно женское имя. Когда в семье рождалась девочка и ей давали имя Матрона, как её называли ласково? Матронечка, Матрошенька, Матронушка.

Вот так и родилось имя нашей знаменитой на весь мир игрушке МАТРЕШКЕ. 

Давайте немного поиграем.

Физкультминутка «Матрёшки»

Мы – матрёшки,

мы – матрёшки,

Погуляем по дорожке. (Ходьба топающим шагом по кругу, руки внизу, ладони перпендикулярно руке, пальцы выпрямлены).

Ты, матрёшка, повернись, (Повороты вправо и влево с раздвиганием рук в стороны).

Всем ребятам покажись. (Выставлять поочерёдно ноги на пятку).

Да знакомым поклонись (Наклон вперёд, руки в стороны, спину прогнуть)

Ты головку наклоняй

И плечо её доставай. (Наклон головы вправо – влево, руки на поясе).

Вот матрёшки приседают

И в ладошки ударяют. (Приседание с хлопком в ладоши перед собой).

Все матрёшки, посмотри,

прыгать будут – раз,

два, три! (Прыжки разных видов).

Руки на бочок поставим,

На гармошке поиграем.

Дыхательное упражнение «Гармошка».

И. п.: стоя, ладони на рёбрах;

После полного выдоха делается глубокий вдох. Рёбра максимально

раздвигаются, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания на 1-2 секунды. На выдохе рёбра возвращаются в прежнее положение. Выдох – через неплотно сжатые губы (4 раза).

2. В матрешке отображается образ русской женщины. (Показ иллюстрации). Она одета в национальный русский костюм: рубаху – очень длинную кофту, платок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук. В разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек.

Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно по росписи наряда, костюма.

Я – Загорская матрешка
Всех на свете краше!
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки - Сергиево-Посадская, или Загорская по названию близлежащего села Загорск.

Эта матрешка всегда в сарафане, рубаха – с вышивкой. Платок и сарафан матрешки украшен простым цветочным узором. Часто в руках у матрешки какой-либо предмет - корзинка, хлеб-соль, букет цветов, самовар и прочее. 

 

Семеновская матрешка
Из города Семенова
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых
В подарок принесла.

 

Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке

Город Семенов Нижегородской области, как и Сергиев Посад, считается одним из основных центров по росписи матрешек

Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на котором изображен пышный букет цветов, который несколько ассиметричен, Отличительным признаком семеновской матрешки является цветочный узор на кайме платка. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

 

Полхов-Майданская матрешка
Я – матрешка из Майдана.
Могу стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными:
Спелыми и красными. 

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области.

Форма Полхов-Майданской матрешки более вытянутая. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука, вместо этого – условный овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. руки спрятаны под большой платок. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют малиново-красный, зеленый, черный цвета. овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана,

Задание «Найти матрешку по росписи наряда, костюма»

И поможет нам в этом «Дерево знаний»

На Дереве Знаний висят картинки с изображением цветочных узоров, предметов.

Ваша задача - подобрать картинки цветочных узоров, которые характерны для данной матрешки. Справитесь? Чтобы быстро выполнить задание, мы должны разделиться на пары.

- Подумайте и решите, кто с кем хочет работать.

-Давайте вспомним правила работы в команде, в парах: работать дружно, уступать друг другу, не ссориться, выполнять задание вместе, договорившись.

Каждая пара выбирает себе картинку с изображением матрешки, находят на «Дереве знаний» соответствующие картинки с цветочным узором для своей матрешки

А теперь послушаем каждую пару, договоритесь, кто будет рассказывать первым о том, почему вы выбрали именно эти образцы узора.

Воспитатель рассматривает результат деятельности детей, совместно обсуждают то, как они справились с задачей и как они помогали друг другу. Возникали ли трудности?

Как вы думаете, какой человек смастерил матрешек: добрый или злой? Почему вы так решили? Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Только добрые, умелые и веселые люди могут мастерить такие куклы. Матрёшки – куклы весёлые. Посмотрите, как они нам улыбаются, а ещё у них румяные щёчки. Какие щёчки?   (румяные).  Любят матрёшки танцевать и приглашают нас на танец «Русские матрешки».

Девчонки выходите, одевайте платочки. А мальчишки добры молодцы:

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные

Танец «Русские матрешки» (исполнение)

Ох, и русские матрешки,
Хороши – не рассказать! 

Баба-Яга: эх, хороши матрешечки! Как мне нравится играть с вами, получайте подсказку! (Баба-Яга дает детям подсказку и по ней дети находят спрятанную матрешку.)

Баба-Яга: может вы устали выполнять мои задания? Ну тогда следующее задание слушайте и выполняйте!

Дидактическая игра «Вопрос-ответ».

  • Из какого материала сделана матрешка? (Матрешка — это деревянная игрушка.)
  • Из каких пород деревьев вытачивали матрешку? (липы и березы)
  • Сколько частей у матрешки? (Матрешка состоит из 2 частей.)
  • В какую одежду одета матрешка? (Матрешка одета в сарафан, передничек и на голове повязан платочек.)
  • Как украшена одежда матрешки? (Одежда матрешки украшена ярким цветочным узором.)
  • В каком порядке собирают матрешку? (Матрешку собирают в порядке возрастания.)
  • Про человека, который отлично знает своё дело, умелец и хороший специалист, в народе говорят:
    «Мастер на все руки»,
    «Мастер своего дела»,
    «У него работа в руках горит»,
    «Мастер – золотые руки».
    • Символом какой страны является матрешка? (России)

-Получайте подсказку. (Дети находят еще одну матрешку.)

Практическая часть.

Давайте, ребята, еще раз полюбуемся матрешками. Посмотрите, какой у них красивый наряд – расписные сарафаны и платочки в цветочек! Прямо красавицы! В настоящее время все большее распространение получает авторская матрешка, когда художниками одновременно комбинируются в одной матрешке элементы разных видов матрешек. Используются декоративные мотивы росписи: гжели, хохломы и т.д. (Показ картинок).

А давайте придумаем с вами современный наряд для матрешек. Наш ХХI век – век технического прогресса, век цифр и геометрии, поэтому и сарафан для наших матрешек мы украсим по-современному – из геометрических фигур.

А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!

Я приглашаю вас в мастерскую. Именно в мастерских художники украшают свои работы росписью. Давайте украсим матрешек. А узор нам помогут составить волшебные кубики. (Воспитатель дает каждому коробку с кубиками Никитина). Сначала выложим узор на кубиках, а потом перенесем этот узор на свою матрешку – раскрасим разноцветными карандашами или мелками этим узором ее сарафан. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.

Пальчиковая гимнастика:

Мы — красавицы матрешки, разжимают кулачки, шевелим пальчиками.

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша, загибают поочередно пальцы на

Мила - три, четыре — Маша, правой руке, начиная с большого.

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать. Разжимают кулачки 2 раза.

А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело. 

Дети выкладывают понравившийся им узор из кубиков, а затем раскрашивают сарафан на матрешке.

Итог: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?

Дети:

— я думал, какие искусные мастера были в давние времена;

— эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;

— я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.

Баба-Яга: ну, ребятушки мне пора домой возвращаться, засиделась я у вас, пора и честь знать. До свидания. (Дети прощаются с Бабой-Ягой, приглашают приходить в гости еще.)

Ребята, оказывается вы очень гостеприимные, ведь, по-моему, Бабе-Яге у вас понравилось. Я за вами наблюдала вы и с заданиями справились. Как вы думаете почему? (Мы внимательно слушали задания. Мы старались. Мы друг другу помогали. Мы дружные. Мы хотели найти матрешек и старались).

А что вам больше всего запомнилось? А что нового вы узнали? (Мы узнали, как придумали имя Матрешка.) А кому вы об этом расскажите?

Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.

Пусть рисунки останутся у вас как памятный подарок о нашей встрече.

Воспитатель (говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.

Я для вас тоже приготовила подарки сувениры. Ведь откуда бы ни приезжали люди в нашу страну, среди других сувениров они обязательно увезут на родину и русскую матрешку.Вот подарок с сюрпризом. (Воспитатель дарит детям сувениры - матрешка волчок, матрешка свистулька).

 Автор: воспитель высшей квалификационной категории дошкольной коррекционной группы Малыгина Н.А.