Мастерство педагогического взаимодействия

В период с 12 по 20 февраля в детском доме прошла методическая панорама секции воспитателей дошкольной коррекционной группы и специалистов сопровождения на тему «Мастерство педагогического взаимодействия»

Цель: Совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  • Совершенствованиепрофессиональных знаний, умений и способностей педагогов в работе с воспитанниками.
  • Повышение творческой активности педагогов и качество проведения открытых занятий, мероприятий.
  • Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов.

Методическая панорама секции воспитателей дошкольной коррекционной группы и специалистов сопровождения прошла организованно, в соответствии с целью и задачами, поставленными перед началом её проведения. Хочется отметить основательную и тщательную подготовку педагогов к открытым мероприятиям, занятиям. Все занятия были проведены на высоком методическом уровне, с применением активных форм обучения и разнообразного дидактического материала.

В первый день методической панорамы Малыгиной Н.А были подготовлены:

  1. 1.Стенд «ШАГИ К УСПЕХУ», «СОВЕТЫ ПЕДАГОГОВ»,
  2. 2.Открытие методической панорамы «МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

часть. В ходе открытия методической панорамы Малыгина Н.А. рассказала педагогам о том, что такое педагогическое мастерство: понятия, сущность; какие основные компоненты входят в систему педагогического мастерства: гуманистическая направленность, профессиональные знания, педагогические способности, педагогическая техника.

II часть.Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

  1. 3.Обмен педагогическим опытом:
  • «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Д/ДОМА»,Тиранова И.Л., педагог-психолог;
  • ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СПЕЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНЕ ЗАНЯТИЙ», Нилова Н.В., воспитатель ДКГ;
  • «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ВОСПИТАННИКОВ», Мельник, Е.В., учитель-дефектолог.
  1. 4.Мастер класс «ПЛЕТЕНИЕ ВОЛШЕБНЫХ ОБЕРЕГОВ», Малыгина Н.А., Юрьева Л.А.

Воспитатель, Нилова Н.В. провела игровое занятие по ЗОЖ на тему «Путешествие в королевство Чистоты».

Цель занятия:формировать знания детей о предметах гигиены, их назначении, правилах пользования посредством игровой деятельности.

Занятие составлено с учетом возрастных особенностей детей и построено в игровой увлекательной форме. Такая форма деятельности создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми. Присутствовал сюрпризный момент – пришла в гости девочка Чумазая, которой дети должны помочь, научить ее быть чистой и опрятной. Приход девочки Чумазой вызвал у детей внутреннюю потребность включения в деятельность. В занятие была внесена проблемно-игровая мотивация: чтобы научить девочку чистоте и опрятности, надо отправиться в путешествие королевство Чистоты. Путешествуя по различным станциям, детям было предложено выполнить задания.

Первая станция «Мыльная», дети подбирали предметы гигиены, играли в игру «Внимательные ушки». Следующая станция «Зубная фея» содержала задания «Подбери щётку для чистки зубов», «Полезно-вредно». Дети с заданием справились. На данном этапе дети размышляли, делали выводы.

На станции «Красивые волосы» дети обыгрывали потешку «Расти коса», работали в парах, делали прически куклам. Станция «Банная» содержала задание «Разрезные картинки», дети собирали картинку из частей; игру Топ-топ», от детей требовалось ответить движениями, топать или хлопать, это помогло коррекции слухового восприятия, развитию мышления, быстроты реакции.

В конце путешествия дети напомнили девочке Чумазой, какие предметы гигиены необходимы для чистоты и опрятности, для этого на каждый лучик дети приклеивали предметы гигиены и называли их.

Все этапы игрового занятия были взаимосвязаны: дети динамично переключались с одного вида деятельности к другому. Разнообразное и оптимальное сочетание методических приемов способствовало снижению утомляемости и сохранению познавательной, речевой, двигательной активности у детей. На протяжении всего занятия педагог старалась поддерживать детский познавательный интерес эмоциональной и интонационно выразительной речью. Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Учитель-дефектолог, Мельник Е.В., учитель-логопед, Смирнова Е.А. провели бинарное занятие на тему «Профессия продавец с элементами ТРИЗ».

Цель занятия: познакомить с особенностями профессии продавца.

Реализация цели проходила через комплексное поэтапное решение поставленных задач.

1 этап — организационный, направлен на определение темы через вхождение в игровую ситуацию, где использовалась пальчиковая гимнастика «Много есть профессий разных», художественное слово, беседа о профессии продавца.

2 этап – основной, направлен на знакомство детей с профессиями, расширение активного словаря по темам «Продавец», «Виды магазинов», «Продукты, товары», развитие нестандартного подхода к решению проблем.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. Это игры и упражнения на различные виды восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления «Из какого отдела товар?», «Считай, не ошибись», «Внимательные ушки», «Расположи игрушки так же». Упражнения и задания с использованием элементов ТРИЗ «Что можно сделать, чтоб мороженое стало еще вкуснее, еще желаннее?», «Приходит добрый персонаж, вы хвалите товар, а если не очень добрый, вы товар ругаете и от покупки его отговариваете», игра «Наоборот».

3 этап практический: дети украшали витрину к празднику при помощи разноцветных полосок, бумажной тесьмы.

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной и речевой деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

4 этап заключительный:педагоги использовали ритуал прощания, дети, взявшись за руки сделали прощальный круг: «Дело было непростое, даже сложное такое. О работе продавца узнавали до конца. И теперь мы на прощание дружно скажем «до свидания».

Педагоги, Елена Владимировна, Елена Александровна проявили профессионализм и умение создавать «ситуацию успеха» для достижения поставленных образовательных, коррекционных и воспитательных задач.

Педагог-психолог, Тиранова И.Л. провела занятиена тему «Разноцветное путешествие».

Цель занятия: развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Организационно-мотивационный этап занятия был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя (упражнение «Приветствие»); переключение внимания воспитанников к предстоящей деятельности и стимуляцию интереса к ней - эта цель была достигнута игровой ситуацией «Путешествие в разноцветную страну». Вхождение в «разноцветный мир» у детей происходило через прохождение сказочных ворот, что позволило более глубокому эмоциональному проникновению в этот новый неизведанный для детей мир.

Основной этап. Отправляясь в путешествие, дети выполняли различные задания, связанные с цветами лепестков цветика семицветика. Красный цвет – «Отгадай загадки», оранжевый цвет – «Веселый паровозик», желтый цвет – упражнение «Желтая песенка», зеленый цвет – «Зеленые обитатели природы», голубой цвет – игра «Бумажные шарики», синий цвет– «Прятки с платочком», фиолетовый цвет - релаксация «Бабочки».

Все задания были интересны и доступны, поэтому на протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями.

Заключительная часть позволила закрепить полученное детьми в ходе занятия эмоционально-положительное отношение к занятию, путешествию (Ритуал прощания). Развитие элементарных навыков самооценки (Рефлексия упражнение «Что понравилось больше всего?»).

На занятии использовалось музыкальное сопровождение, что способствовало эмоциональному подъему, раскрепощению детей, снятию напряжения.

Ирина Леонидовна поддерживала и сохраняла атмосферу сотрудничества и хорошего настроения детей. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.

 

Воспитатель, Малыгина Н.А. провела интегрированное занятие на тему «Русская матрешка»

Цель занятия: формирование у детей представлений о русской народной игрушке-матрешке.

В начале занятия был использован сюрпризный момент. Приход «Бабы Яги» вызвал у детей внутреннюю потребность включения в деятельность. Детям было предложено выполнить задания, чтобы найти матрешек.  

Игровые задания проводились под музыкальное сопровождение – все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

      Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.  

Интерес к деятельности детей сохранялся на протяжении всего времени. Этому способствовали те методические приёмы, которые использовала Надежда АнатольевнаДля развития познавательного интереса (ОО «Познавательное развитие) применялись такие приемы:

üБеседа «История возникновения матрешек»

üИгра «Лабиринт» с использованием блоков Дьенеша,

üЗадание «Найти матрешку по росписи наряда, костюма» в ходе которого использовалась игровая технология «Дерево Знаний»,

üЗадание «Составь узор» с использованием кубиков Никитина.

Выбор динамических пауз был обусловлен логикой самого занятия. Танец «Русские матрешки» показал музыкальные способности детей, побуждая к импровизации игровых и танцевальных движений. Включение физминутки «Матрешки» способствовало снятию мышечного напряжения, эмоциональному отдыху. Дети были активны, у них сохранялся интерес на протяжении всего занятия (ОО «Физическое развитие»).

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстника, работали в парах, активно взаимодействовали друг с другом на протяжении всей НОД.

ОО «Речевое развитие»: педагог активизировала словарь детей по данной теме.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: совершенствовала умение детей создавать геометрический узор на сарафане матрешки, используя восковые мелки.

Заключительная часть занятия - проведение рефлексии, где использовались вопросы, стимулирующие детей на самооценку. Выслушав все ответы детей, педагог дал возможность каждому высказаться, поддерживала инициативные высказывания.

Методическая декада позволила педагогам раскрыть свой творческий потенциал и умение использовать современные технологии в нужном «русле». Все педагоги в ходе методической декады проявили хорошие организаторские способности, создали творческую атмосферу и провели занятие на хорошем уровне. Можно с уверенностью сказать, что методическая панорама прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала высокую результативность.

Автор: воспитатель дошкольной группы Малыгина Н.А.