Литературно-музыкальная гостиная "С любовью в сердце..."

Конспект занятия литературно-музыкальная гостина "С любовью в сердце..." по творчеству С.А. Есенина 

 

Описание. Данное внеклассное мероприятие ориентировано на обучающихся среднего звена (6-8 классов). По форме представляет собой литературно-музыкальную гостиную с элементами инсценировки. В ходе мероприятия воспитанникам предоставляется возможность познакомиться с жизнью и творчеством великого русского поэта наглядно, через фрагменты дневниковых записей писателя, изложенных от первого лица. 

Задачи: 

  • Познакомить воспитанников с жизнью и творчеством С.А. Есенина.
  • Продолжить формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной речью.
  • Продолжить работу по привитию интереса к культуре своей страны и повышению общего уровня образованности воспитанников.
  • Продолжить работу по воспитанию чувств патриотизма, любви к своей родине.
  • Продолжить развитие творческих способностей детей.
  • Продолжить работу по развитию культуры общения и взаимодействия в ходе совместной деятельности.

Оборудование: портреты С.Есенина, записи и фонограммы романсов на стихи Есенина, мультимедиа установка для просмотра Power Point презентаций, презентации «Россия, сердцу милый край», «Картины И.И.Левитана»

Сцена:  стол, на столе чернильница, исписанные листы бумаги, за столом сидит Сергей Есенин, сочиняет стихи.
ВЕДУЩИЙ:
Тот поэт, врагов кто губит, 
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать. 
Он всё сделает свободно, 
Что другие не могли.
Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!

Добрый вечер, дорогие друзья!

Приглашаем вас в нашу литературную гостиную.
Сергей Есенин! Сколько солнца, света, тепла и лиризма в этом имени.

Мы произносим это слово и в сознании нашем возникают:
- пейзажи, освещенные золотым светом луны,
- белая береза под моим окном,
- голубая Русь,
- малиновое поле и синь, упавшая в реку,
- страна березового ситца.

Романс «Спит ковыль»

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

ВЕДУЩИЙ:  Как глубоко и самозабвенно надо было любить Родину, какую чистую мудрую душу надо было иметь, чтобы сказать, так предельно обнажено и искренне о себе и о Родине.

Как искренно нужно было стремиться быть нужным людям. Быть нужным своими стихами, то грустными, то нежными, то мудрыми, то бесшабашно удалыми.
Наш литературно-музыкальный вечер посвящен великому российскому поэту - Сергею Александровичу Есенину. 
Сергей Есенин предвидел своё всемирное признание:

ЕСЕНИН (ребенок):
Разбуди меня завтра рано, 
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану 
Знаменитый русский поэт.

ВЕДУЩИЙ: Сегодня в этом зале будут звучать стихи и песни Сергея Есенина, проникнутые обжигающими чувствами и сердечной правдой. 

ЕСЕНИН (ребенок): Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости.

ВЕДУЩИЙ: Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года. Из воспоминаний сестры поэта Александры Есениной:
"Родина наша - село Константиново Рыбновского района Рязанской области. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнёзд служили убранством этому красивому памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина... Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь, такой простор, что не окинешь оком. На горе, как на ладони, видны протянувшиеся на многие километры сёла и деревни. Вдали, как в дымке, синеют леса".

Стихотворение «Русь» (АННА)

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

ВЕДУЩИЙ:
Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой - в лебедей, 
Светлый месяц - в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса 
С чистым голосом поэта.

Стихотворение «Закружилась листва золотая».(ребенок)

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

ЕСЕНИН (ребенок): С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. 
Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. 

ВЕДУЩИЙ: У Есенина было замечательное, настоящее, золотое детство. 

ЕСЕНИН (ребенок): Средь мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную. Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. 
За большое озорство ругала только одна бабка, а дед сам подзадоривал на кулачную. 

ВЕДУЩИЙ: Бабушка очень любила его и по-матерински заботилась о Сергее. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, читала стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд. Есенин не только с интересом слушал, но и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и сочинять. 

ЕСЕНИН (ребенок): «Толчки давала бабушка (– пишет Есенин –) она рассказывала сказки. Некоторые сказки были с плохими концами, и я их переделывал на свой лад». 

ЕСЕНИН (ребенок): «Бабушкины сказки».

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело —
Говори да говори.

ЕСЕНИН (ребенок): Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.

ВЕДУЩИЙ: Думать и говорить стихами первенец Есениных начал с 9 лет, стихи, конечно, не сохранились, поскольку никто их не записывал. Одно из сохранившихся стихотворений - «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве». 

Стихотворение «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве». (ребенок)

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.

ЕСЕНИН (ребенок): Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу

ВЕДУШИЙ: С 9 лет Сергей Есенин пошел в земское четырехклассное Константиновское училище. Он был очень способным. Занимался дома мало, но отвечал в школе лучше всех. Самый большой интерес был к чтению. Он имел отличную память, знал множество стихов наизусть.
 Мать поэта, Татьяна Федоровна, старалась не баловать, держать в строгости детей, не любила их ласкать и нежить на людях. Наделенная от природы большим умом, красотой и чудесным песенным даром, она обладала редким мастерством исполнения русских народных песен. Каких только песен она не знала, и, занимаясь делами, обязательно пела. Незаметно и Сергей Есенин приобщился к песенному слову. В самые трудные минуты жизни поэт обращался к матери, как к верному другу. 

Стихотворение «Письмо матери».(ПЕДАГОГ)

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

ВЕДУЩИЙ: Сергей Есенин очень любил природу, она для поэта единственна и неповторима, в ней все прекрасно. Подобно Левитану, в осени молодой поэт видит новые, яркие, неожиданные краски.

Звучит романс «Отговорила роща золотая» (Демонстрация презентации «Картины И.И. Левитана»)

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.


ВЕДУЩИЙ: В 1912 году Есенин окончил учительскую школу, получив звание: «Школьный учитель грамоты». 

ЕСЕНИН (ребенок): Вскоре я поступил в Университет Шанявского где пробыл всего 1 1/2 года, и снова уехал в деревню.

Стихотворение «Над окошком месяц».(ребенок)

Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий -
И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.

ВЕДУЩИЙ: Мир человека, природы и родины в поэзии Есенина единый и неделимый. Поэт как бы призывает нас: остановитесь и посмотрите на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо. Природа Есенина живая. Она - любимый герой поэта. Нам дороги и близки «зеленокосая» есенинская береза. Вербы у него плачут, тополя – шепчут, ели – девушки пригорюнились, «словно белою косынкой подвязалась сосна», черемуха спит в белой накидке.

Стихотворение «Синий май. Заревая теплынь...».(ребенок)

Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке.

В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.

Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге...
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.

Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова "милый".

Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.

Принимаю - приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада...
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.

ВЕДУЩИЙ: Стихи Есенина о природе, о красоте русской земли. Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые цвета Есенина – синий и голубой.

Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» (ребенок)

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

ЕСЕНИН (ребенок): За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии.

ВЕДУЩИЙ: Сергей Есенин любил свою Родину, всегда скучал, когда уезжал за границу. Он всегда вспоминал свой дом и клен под окном. 

Звучит романс «Клён ты мой опавший...» (воспитанники делают коллаж из предложенных картинок по теме.)

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил.
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а совсем зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

ВЕДУЩИЙ: Любимый клён поэта сгорел вместе с домом деда во время пожара. В 1924 году Есенин приехал в Константиново. На расчищенном пепелище только-только начали закладывать новый дом. Обгоревший дом и пенёк от клёна очень расстроил поэта, тогда он решил своими руками посадить три клена. 
 Теперь любого, кто приходит в дом-музей Сергея Есенина, первым делом встречает тополь. Первым встречает и последним провожает. Он как старый сторож, верно, несёт свою многолетнюю службу. 

 Человечность, искренность и сердечность поэзии Есенина, его любовь ко всему живому, к красоте родной природы, к милой его сердцу России волнуют всех нас и сейчас.

Сергей Есенин! Это имя -
В лесах родной моей России,
В берёзах нежных и осинах,
В серёжках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В твоих стихах, Сергей Есенин!

ВЕДУЩИЙ: Настоящая, вечная слава пришла к поэту лишь после смерти. И он предвидел это. Однажды отец спрашивал его: «Кому нужны твои стихи? Кто их понимает?». Улыбнувшись, Сергей ответил: 

ЕСЕНИН (ребенок): Э, отец, меня поймут через сто лет. Давай я тебе лучше прочту свое стихотворение. 

Звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу» (видео) 


Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

ВЕДУЩИЙ: Вот такой он – Есенин! Вот такие его стихи! Теперь вы знаете, что день рождения Есенина отмечается 3 октября. А еще вы знаете, что поэт прожил короткую, но яркую жизнь, оставив после себя богатое наследство – свои стихи.

ü  Где родился С.А. Есенин?

ü  Как звали мать поэта?

ü  Сколько сестёр было у С.Есенина?

ü  О чем стихи Есенина?

ü  Какими предстают родина и природа в его стихах? 

ü  Вспомните в стихотворениях, которые вы читали, наиболее яркие и красочные описания природы.

Да, действительно, природа у Есенина прекрасна, удивительна и неповторима. Кроме того, она очень живописна. Читая стихи Есенина, мы можем нарисовать в своем воображение целые картины – пейзажи осени, зимы, лета, весны. Недаром его произведения сравнивались с картинами русского живописца Исаака Левитана, который также живо и красочно воспроизводил русские красоты.
Есенин любил свою страну. И справедливо было замечено, что, даже, находясь вдали от родины, он скучал по ней и по ее просторам

Немногие любят родину так, как любил ее Есенин. И если говорить о том, кто такой патриот, то в пример смело можно приводить Сергея Александровича Есенина.
Я надеюсь, вы прониклись его стихами, увидели их красоту, а в них – красоту русской природы!

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории разновозрастной группы Тулаева Л.В.