Игровое занятие "Путешествие в королевство чистоты"

Конспект игрового занятия по ЗОЖ разновозрастной дошкольной группы на тему: "Путешествие в королоевство чистоты"

 

Возраст детей: старший, подготовительный

Цель: формировать знания детей о предметах гигиены, их назначении, правилах пользования посредством игровой деятельности.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие:

  • Закрепить знания детей о предметах личной гигиены, их назначении, навыках их использования;
  • Продолжать учить отгадывать загадки о предметах гигиены с опорой на имеющиеся знания и представления;
  • Развивать целостность зрительного восприятия, умение составлять целое из частей при складывании разрезных картинок;
  • Развивать слуховое, зрительное и тактильное восприятие мышление, память, воображение, внимание.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Формировать умения коллективного взаимодействия, доброжелательные взаимоотношения между детьми;
  • Способствовать осознанию положительных эмоций, переживаемых в результате разрешения проблемных ситуаций;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Речевое развитие:

  • Развивать диалогическую и монологическую речь, её интонационную выразительность, умение слушать и отвечать на вопросы;
  • Способствовать обогащению и активизации словарного запаса.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать коммуникативные навыки и элементы драматизации;
  • Воспитывать эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения;

Физическое развитие:

  • Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, равновесие;
  • Побуждать детей к ведению здорового образа жизни, овладению элементарными культурно-гигиеническими навыками и умениями;
  • Воспитывать привычку следить за внешним видом, аккуратность, чистоплотность.

Материал: ноутбук, аудиозаписи, оздоровительные дорожки, обруч, разрезные картинки «Предметы гигиены», куклы, резинки для волос, предметы гигиены, игрушки, мягкие модули, щётки для одежды, обуви, посуды; таз с водой, губки, полотенце, предметные картинки, плакаты, тактильные дорожки.

Ход занятия:

Дети заходят в зал, встают в круг.

Приветствие «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

- А давайте, мы с вами поиграем. Слушайте внимательно и повторяйте движения вместе со мной.

 

Игра – имитация по произведению К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Одеяло убежало, (бег на месте)

Улетела простыня, (машут руками)

И подушка, как лягушка, (прикладывают руки к щекам, изображают лягушку)

Ускакала от меня.  (прыжки на месте)

Я за свечку, (хватательные движения руками)

Свечка — в печку! (разводят руки в стороны)

Я за книжку, (хватательные движения руками)

Та — бежать  (бег на месте)

И вприпрыжку

Под кровать!   (приседают, прячутся)

Вопросы к детям:

- Как называется произведение?

- Почему от мальчика убежали все вещи?

Сюрпризный момент:

Входит девочка чумазая. звучит аудиозапись «Фанфары».

Художественное слово с обыгрыванием по произведению А. Барто «Девочка чумазая».

Воспитатель:

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки;

На локтях - дорожки.

Даша: 

- Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

Воспитатель:

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

 Даша:

- Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

 Воспитатель:

- Ах ты, девочка чумазая,

Ноги в полосы измазала,

Не девочка, а зебра,

Ноги - как у негра.

 Даша:

- Я на солнышке лежала,

Пятки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

 Воспитатель:

-Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

- Для того, чтобы научить девочку чумазую чистоте и опрятности, нам нужно отправиться в королевство Чистоты. Но сначала, мы поиграем с нашими гостями в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». Дорогие гости, мы будем вам показывать движения, а вы попробуйте отгадать, что мы делаем.

Игра с гостями «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем?» (гости отгадывают, какие движения выполняют дети)

  • Моют руки
  • Чистят зубы
  • Расчёсываются
  • Умываются
  • Моются мочалкой

- Ну что, вы готовы отправиться в путешествие в королевство Чистоты? А ты, девочка, посиди и послушай. Наши ребятки тебе всё расскажут и покажут. (Девочку усаживают на стул)

- Чтобы узнать, как называется первая станция нам нужно отгадать загадку.

Загадка:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

- Наша первая станция называется «Мыльная».

Мы по мостику пройдём

На станцию «Мыльная» попадём. (дети идут по мостику)

- Скажите, ребята, а зачем нам мыло? (Ответы детей) Мыло убирает грязь с наших ручек и тела и убивает всех микробов.

Задания:

- И наше первое задание на станции «Мыльная» будет такое. В обруче лежат различные предметы. Под музыку, вы будете бегать вокруг обруча, а как только музыка выключится, вы должны взять один любой предмет гигиены, назвать его и сказать, для чего он нужен.

  • «Подбери предметы гигиены».Различные предметы лежат в обруче. Под музыку дети бегут вокруг обруча. Когда музыка выключается, берут предмет гигиены, называют его и назначение)

- А сейчас мы поиграем в игру «Внимательные ушки». Я вам буду называть разные предметы, а вы если услышите название предмета гигиены, должны хлопнуть в ладоши.

  • Дидактическая игра «Внимательные ушки». Услышав название предмета гигиены, дети хлопают в ладоши.

- Мыло, кукла, мячик, мочалка, расчёска, заяц, шампунь, корова, зубная щётка, зубная паста, носовой платок.

- Какие вы молодцы! На станции «Мыльная» мы выполнили все задания. Пора двигаться дальше. Название следующей станции, мы узнаем, отгадав загадки.

Загадки:

Костяная спинка,

На брюшке щетинка,

Чистит зубки чисто. (Зубная щетка)

В тюбике она живет

Змейкой из него ползет

Неразлучна с щеткой часто

Мятная, зубная (Паста)

- Молодцы, ребята! Следующая станция называется «Зубная фея».

По извилистой дорожке мы пройдём

И на станцию «Зубная фея» попадём.

- Зачем нам нужны зубная щётка и паста? А зачем нам надо чистить зубы, ведь они у нас и так белые и красивые? (ответы детей)

- Зубная щётка – любимица зубов. Она не только чистит зубы, но и массирует дёсны. Зубки должны встречаться с зубной щёткой утром и вечером. У зубной щётки обязательно есть мягкая щетинка и ручка. (показ) Но щётки бывают разные, не только для чистки зубов. Щётки бывают для одежды, обуви, для рук. Они похожи друг на друга, но они разные.

Задания:

- Посмотрите, сколько много различных щёток. Вы должны выбрать только ту щётку, которая нужна для чистки зубов.

  • «Подбери щётку для чистки зубов»Перед детьми лежат различные виды щёток: зубная, обувная, для одежды и т.д. Они выбирают щётку и объясняют свой выбор. Педагог задаёт вопросы:

- Можно ли щёткой для одежды чистить зубы? Почему? И т.д.

- Ребята, мы все употребляем в пищу много продуктов. Некоторые из них могут навредить нашим зубам.

  • «Полезно – вредно».

На плакате изображены предметы: конфета, орехи, чипсы, торт, лимонад, зубная щётка, зубная паста, стаканчик для полоскания. В центре находится картинка с изображением здорового зуба. Дети зачёркивают предметы, которые вредны для зубов, объясняя свой выбор.

- Молодцы! Мы справились с заданием на этой станции и нам пора в дорогу. Слушайте следующую загадку.

Загадка:

Если волосы запутал –

Я могу за три минуты

Расчесать их – без вопросов!

А потом – плетите косы,

Делайте хвосты, причёски –

Всё благодаря … (расчёске)!

- Правильно Расческа. Следующая наша станция называется «Красивые волосы».

По дорожке все пойдём,

Через препятствия перешагнём

И на станцию «Красивые волосы» попадём. Дети идут по ребристой дорожке, перешагивая через кубики.

- А для чего нам нужна расчёска? (ответы детей) А зачем нам надо расчёсывать волосы? Может так будем ходить? (ответы детей) А давайте поиграем.

Задания:

  • Обыгрывание потешки:

Расти коса до пояса,   Поглаживание сверху от головы до талии

Не вырони ни волоса.   Встряхивание кистями рук

Расти косынька до пят   Приседают, косаются руками пяток

Все волосоньки в ряд   Поглаживают себя по голове

Расти коса, не путайся   Взъерошивают волосы

Дети взрослых слушайтесь.   Руки полочкой

- Посмотрите, к нам в гости пришли куклы. Каждая куколка хочет красивую причёску. Давайте превратимся в парикмахеров. А что делает парикмахер? (ответы детей)

  • Игра «Красивая причёска». Дети в парах, под музыку, делают причёску куклам.

- Ой, какие красивые куклы, и причёски у них просто замечательные. С такой куколкой приятно поиграть. На станции «Красивая причёска», мы выполнили все задания. Слушайте загадки, которые помогут отгадать название следующей станции.

 

Загадки:

Вместе с мылом и водой, я слежу за чистотой,

Пены для меня не жалко, разотру вас, я ... (мочалка)

И махровое, и гладкое бывает,

Кто помылся, тот о нем не забывает

Взрослого, младенца

Вытирает (Полотенце)

- Следующая на станция называется «Банная». А чтобы нам туда попасть, надо встать на носочки, поднять руки вверх, пройти по дорожке и проползти под мостиком.

- А для чего на нужна мочала? Зачем нам надо мыться? А полотенце для чего? (ответы детей)

Задания:

- А давайте мы с вами из разрезных картинок соберём картинки банных принадлежностей и назовём их.

  • Дидактическая игра «Разрезные картинки» (за столами)

- А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Топ – хлоп». Если вы со мной согласны, то хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

  • Игра «Топ-хлоп»
  • Полотенцем вытирают лицо…(хлоп)
  • Мылом чистят зубы…(топ)
  • Зубной щёткой расчёсываются…(топ)
  • Мочалкой моют тело…(хлоп)
  • Зубы чистят зубной пастой…(хлоп)
  • Мочалкой моют голову…(топ)
  • Мылом моют руки…(хлоп)
  • Носовым платком вытирают ноги…(топ)
  • Шампунем моют голову…(хлоп)
  • Одежду чистят зубной щёткой…(топ)
  • Расчёской расчёсывают волосы… (хлоп)
    • «Тактильные дорожки».

- Ой, посмотрите, какие предметы гигиены. Давайте узнаем, какой предмет с какой частью тела дружит. А для этого нам надо пальчиком провести дорожки.

- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями. А сейчас мы пройдём по дорожке из следов и окажемся в Королевстве Чистоты. Дети проходят по дорожке из следов.

- Ребята, а давайте приведём нашу девочку – чумазую в порядок.

Художественное слово с обыгрыванием по произведению А. Барто «Девочка чумазая».

На столе стоит таз с водой, влажные губки, полотенце, влажные салфетки. В процессе обыгрывания стихотворения педагог с детьми отмывают чёрные пятна на носу, руках, коленях.

Воспитатель:

Отмоем все до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЕ ОТОТРЕМ.

 Громко девочка кричала,

Как увидела мочалу,

Цапалась, как кошка: (Дети показывают, как царапалась)

Даша:

- Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые.

Воспитатель:

- А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.    

 Оттирали губкой нос -

Разобиделась до слез:   (трут глазки)

 

Даша:

-Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый.

Воспитатель:

- А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

 Отмывали полосы -

Кричала громким голосом:

Даша:

- Ой, боюсь щекотки!

Уберите щетки!

Не будут пятки белые,

Они же загорелые.

Воспитатель:

- А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.   

 - Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

Хором: ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.

- Посмотрите на нашу девочку – Дашеньку. Теперь она чистая, красивая, опрятная. Теперь вы будете с ней дружить и играть? И посмотрите, какая грязная стала вода.

- А сейчас, мы ещё раз напомним Дашеньке, какие предметы гигиены необходимы для чистоты нашего тела. Чтобы солнышко ярко засияло и согрело нас, на каждый лучик надо приклеить предметы гигиены и назвать их.

На мольберте нарисовано солнышко с лучиками. В середину вставлена в прорези картинка девочки чумазой. На каждый лучик дети наклеивают предметы гигиены.

- А теперь отвернёмся и произнесём волшебные слова:

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Когда дети отворачиваются взрослый меняет картинку девочки чумазой на девочку чистую.

- Вот так чудеса! Наша девочка – грязнуля превратилась в опрятную и красивую девочку. А сейчас, наши ребятки для тебя Дашенька и наших гостей исполнят танец «Умывалочка».

Дети исполняют танец «Умывальная песенка» из мультфильма «Маша и медведь»

Итог занятия:

- Вот и закончилось наше волшебное путешествие. Вам оно понравилось? А тебе Дашенька? Мы сегодня научили Дашу всегда быть чистой, опрятной, аккуратной и научили пользоваться предметами гигиены.

- Вы сегодня, молодцы. И поэтому Королева Чистоты оставила вам маленькие подарки. Вот эти красивые носовые платочки каждому из вас. Давайте помашем платочками нашим гостям, попрощаемся с ними и отправимся в группу.

Дети машут платочками и под музыку выходят из зала.

Автор: воспитатель первой квалификационной категории дошкольной коррекционной группы Нилова Н.В.